Отобраться в хорошую школу или училище — половина успеха: даже талантливый ребенок может не показать результатов, тренируясь с некомпетентным педагогом. Попасть в спортивную школу, в которой готовят будущую спортивную элиту, в то же время непросто. Желающих много, и тренеры порой устраивают жесточайший отбор среди гимнасток.
На что же обращают внимание на «смотринах»? Рассказываем: вот основные критерии отбора гимнасток.
Физиологические данные гимнастки — первое, на что обращают внимание при отборе: если ребенок маленький, коренастый и крупный, в группу могут и не взять. Здесь есть нюанс: повышенные требования обычно предъявляют к девочкам постарше, 6-7 лет, если они, например, переходят в другую школу, меняют тренера.
Отбор среди маленьких детей — от 3 до 5 лет — выглядит немного иначе: на вес и комплекцию ребенка в этом случае смотрят в меньшей степени. В этом возрасте многие дети выглядят пухлыми, и понять, как будет развиваться фигура в дальнейшем, трудно. Правда, в некоторых случаях тренер может пригласить на смотрины и родителей: это помогает дать более точные прогнозы относительно будущего телосложения гимнастки.
Гибкость в художественной гимнастике является основополагающим качеством: нужно уметь выполнять хотя бы несложные упражнения на гибкость. В старшем возрасте, помимо хороших внешних данных, может потребоваться более серьезный спортивный арсенал.
Из базовых качеств, помимо гибкости, ребенку понадобятся хотя бы минимальная выносливость, хорошая координация, умение держать равновесие. Все это можно развить и в процессе тренировок, но если у ребенка есть такие задатки уже на этапе отбора, выше шанс, что его возьмут в учебную группу.
Специфические качества, на которые тоже, скорее всего, посмотрит тренер — высокий подъем и выворотность стопы: последнее нужно, чтобы выполнять большинство упражнений. элементов и связок. Выворотность можно развить, но ребенок должен быть к этому анатомически предрасположен.
Впрочем, выиграть в генетическую лотерею недостаточно: не менее важна и психическая стойкость гимнастки. Речь не о том, чтобы сопротивляться нападкам грубого тренера: такого быть не должно в принципе. Но важно, чтобы ребенок умел (или хотел научиться) справляться со стрессом, не противился процессу обучения, доверял тренеру.
Умение переносить разлуку с родителями — тоже важное качество: если этого нет, в первый год тренировок ребенку придется непросто. Если пройти отбор в гимнастическую команду, несмотря на проблемы, хочется, можно предварительно поработать с детским психологом, выяснить, в чем может быть причина. В дальнейшем можно будет пользоваться услугами штатного специалиста: спортивные психологи есть во многих центрах и школах.
Если ребенок приходит заниматься художественной гимнастикой впервые и в достаточно раннем (3-4 года) возрасте, ничего сверхъестественного от него ждать не будут: не страшно, если будущая гимнастка еще не умеет ложиться в складку или садиться на шпагат. К девочкам старшего возраста требований может быть больше: к 6-8 годам у ребенка уже должна быть определенная спортивная подготовка.
Совет: если вы хотите попасть в конкретную спортивную школу или училище, уточняйте условия поступления на сайте или по телефону. Если предусмотрен конкретный комплекс упражнений, которые нужно выполнить на смотре, его, скорее всего, опубликуют. Еще один вариант — посоветоваться с участниками прошлых отборов: родители тех, кто поступал в прошлом году или раньше, могут поделиться важными подробностями.
Среди других требований тренера к гимнастке в подавляющем большинстве случаев оказывается и трудолюбие, любовь к дисциплине: если видно, что ребенок не слушается тренера (и не планирует), место в группе дадут вряд ли. Но чаще такие дети отсеиваются, когда начинается сдача нормативов: на отборах удается выявить не всех.
А вот врожденная любовь к дисциплине — качество довольно редкое: его, в отличие от трудолюбия, чаще «зарабатывают» в зале. Даже если ребенок не очень любит, скажем, утренние побудки по расписанию, есть шанс, что к дисциплине он привыкнет на занятиях.
Умение учиться и усваивать нужные навыки — тоже важный фактор: если ребенок не привык слушать старших, гиперактивен или страдает от проблем с внимательностью, придется нелегко.
Хорошая память нужна для того, чтобы качественнее усваивать новые элементы, держать в голове программу выступления на соревнованиях — на одной мышечной памяти, как правило, далеко не уедешь. Если с этим есть проблемы, опять-таки можно предварительно поработать со специалистом: он выяснит, почему ребенку трудно концентрироваться и удерживать внимание, подскажет, как с этим лучше справиться.
Хорошая физиология — не единственное, на что может обратить внимание тренер. Чем востребованнее спортивная школа или комплекс, куда вы хотите отдать ребенка, тем больше вероятность, что на отборе посмотрят на гибкость, психическую стойкость, умение выполнять простые (или не такие уж и простые — в зависимости от возраста) упражнения.
Большинство характеристик и навыков, необходимых для занятий художественной гимнастикой, вполне реально развить: если ребенок склонен к полноте, поддерживать вес по рекомендациям тренера, если не очень хорошо гнется — развивать гибкость, и так далее. В художественной гимнастике нередки случаи, когда даже не очень фактурный, но старательный ребенок в конце концов превосходит «талант», который не привык трудиться и заниматься.
Совет: если сомневаетесь в объективности оценки тренера, попробуйте сходить на отбор в другую школу или училище. Часто это помогает: ребенка, которого не взяли в школу олимпийского резерва, охотно принимают в обычную спортивную школу или клуб. В будущем в понравившееся место можно попробовать поступить еще раз.
Заниматься в «Атмосфере» может любой желающий: потребуется только справка от врача. Записывайтесь на пробное занятие: все покажем, расскажем и сориентируем.
А после знакомства с тренером подберем подходящую по сложности группу.
Запись на пробное занятие
Форма обратной связи